02:27
USD 87.70
EUR 95.02
RUB 0.97

Ольга Лаврова о бюджете-2015, внешних заимствованиях и рекомендациях Счетной палаты

Депутаты парламента после длительных дискуссий приняли в первом чтении проект республиканского бюджета на 2015 год. Документ нельзя назвать оптимистичным. Дефицит казны - более 14 миллиардов сомов. Не прибавили радости и сообщения о том, что внешний долг страны приближается к критической отметке. Министр финансов КР Ольга Лаврова в интервью ИА «24.kg» рассказала, насколько опасна такая ситуация для экономики и с какими проектами республике лучше подождать.

- Глава правительства признал, что экономическая ситуация в стране со времени составления бюджета 2015 года ухудшилась. Но вы говорите, что коррективы в основные параметры бюджета будут вноситься по мере его исполнения. Почему нельзя внести изменения сейчас?

- Изменения внесены в прогноз социально-экономического развития Кыргызстана на 2015 год. Мы тоже внесем коррективы в проект бюджета. Все изменения будут представлены в окончательном варианте закона о республиканском бюджете-2015. Пока мы только представили депутатам его концепцию. Но некоторые коррективы, безусловно, будут вноситься в процессе исполнения бюджета. Это связано с тем, что он составлен без учета вступления республики в Таможенный союз. У нас пока нет точных расчетов по поступлениям, например, таможенных платежей. Как только ситуация прояснится, в бюджет придется вносить изменения. К тому же не решен вопрос о реструктуризации проекта «Кумтор». После создания СП доходы от рудника вырастут в разы.

- Приняты ли во внимание расчеты Счетной палаты по увеличению доходной части бюджета?

- Конечно. Мы провели консультации с профильными комитетами парламента, Счетной палатой, налоговой и таможенной службами, Фондом по управлению госимуществом. В итоге доходную часть бюджета решено увеличить на 1 миллиард 50 миллионов сомов. Напомню, что СП КР предлагала рост в 1 миллиард 35 миллионов сомов. Так что мы даже перевыполнили их рекомендации. При этом поступления подоходного налога увеличатся на 90,8 миллиона сомов, НДС на внутреннюю продукцию – на 47,5 миллиона, акциза на внутреннюю продукцию – на 67,5 миллиона. Взыскание недоимки по налогам и сборам возрастет на 194,5 миллиона сомов, сборы от уплаты таможенных пошлин – на 350 миллионов, дивиденды от государственных предприятий – на 300 миллионов. Что касается расходов бюджета, то рекомендации касались увеличения капитальных вложений. Мы постараемся их учесть и реализовать.

- Будут ли пересмотрены параметры бюджета из-за роста доллара? Вы говорили, что бюджет-2015 рассчитан по курсу в 53,5 сома за $1, а сейчас он стоит уже 58 сомов.

- Пока рано говорить о пересмотре параметров бюджета из-за обменного курса. У нас есть параметры бюджета, по которым возникнет положительная курсовая разница. Например, по привлечению внешних заимствований. А есть статьи, где разница будет отрицательной. Обычно положительная разница превышает отрицательную. Поэтому пока причин для беспокойства нет. Но фактическая ситуация, конечно, покажет, как нам действовать.

- Вы не раз говорили в парламенте, что уровень внешнего долга Кыргызстана приближается к критической отметке…

- Да, в 2015 году внешний долг может составить 58-59 процентов ВВП. Ожидаемый размер внешнего долга составит около 200 миллиардов сомов. Это при курсе примерно 60 сомов за $1. При этом еще в начале июня внешний долг составлял 187 миллиардов сомов и достиг 53-54 процентов ВВП. Законодательством установлен порог в 60 процентов ВВП. Однако даже 1 процент до критической отметки дает возможность привлечь около $100 миллионов инвестиций. Нужно просто аккуратнее относиться к внешним заимствованиям.

- Если исходить из этого, то какие проекты нужно выполнить в ближайшее время, а с какими страна может и подождать?

- В первую очередь должны быть реализованы проекты Программы государственных инвестиций. Под них уже найдены источники финансирования и учтены специальные средства. Поэтому их реализация не потребует дополнительных финансов.

- А новые проекты?

- А вот к новым стоит быть предельно внимательными. Нужно избирательно относиться к выбору проектов, которые мы планируем реализовывать за счет внешних заимствований. Нужно искать проекты с более высокой отдачей. Инвестиции надо привлекать, если они высокоэффективные и нужные. Я не призываю совсем отказаться от внешних заимствований. Нет. Да и приближение к определенному законодательством предельно допустимому порогу соотношения внешнего долга к ВВП в 60 процентов - не повод отказываться от внешних займов. Заимствования у других стран – мировая практика. К ней прибегают даже развитые государства. При этом порог в 60 процентов от ВВП мы сами себе установили, чтобы контролировать ситуацию.

- А если говорить о финансовой самостоятельности МСУ. Та же Счетная палата предложила оставлять подоходный налог в местных бюджетах. Как вы относитесь к такой инициативе?

- Я не согласна. Что, айыл окмоту сами зарабатывают подоходный налог? Его платят работники, которые живут в айыл окмоту. Это самый легкий способ получения денег. Подоходный налог относится к общегосударственным. Он регулируемый. Считается, что создание рабочих мест – функция государства. Оно дает возможность открывать предприятия, на которых появляются рабочие места. Я не вижу смысла менять систему расщепления налогов. МСУ должны работать не над подобными налогами, а над своими, местными.

- То есть в нынешней системе распределения налогов для МСУ есть база для повышения достатка?

- Конечно. МСУ должны работать, например, по налогу на недвижимое имущество, выявлять и фиксировать новых плательщиков по земельному налогу. Уже не раз говорилось о том, что айыл окмоту могут увеличивать его ставки, но не делают этого, боясь потерять дотации государства. Нужно регулировать налог с пастбищ, выявлять как можно больше физических лиц, работающих на основе патента. В этом и заключается их работа по расширению налоговой базы.

Популярные новости
Бизнес